Ссылка в Интернете: Газета «Культура» №32 (7391) 21-27 августа 2003 г.
РУБРИКА: СИТУАЦИЯ
Уроки прекрасного с риском для жизни
"Мир глазами детей" погибает
КОНФЛИКТ
Анна ЦВЕТКОВА
Улицу Старый Арбат всегда называли самой живописной в Москве. И дело не только в ее архитектурной красоте, хотя и она, безусловно, присутствует. Сложно представить себе сейчас эту старую улицу без художников. Да и прошлое Арбата хранит немало имен известных живописцев - Саврасов, Юон, Поленов. Одним словом, сама история улицы оправдывает существование здесь детской художественной школы. Вот мы минуем Центральный дом актера и оказываемся перед домом № 23, внешне ничем не примечательным. Во дворе дома вовсю кипит строительство - здесь возводят очередное новомодное здание. А вот и детская изостудия "Мир глазами детей". Железная лестница, четыре окна, увитые комнатными растениями, и вывеска: "Занятия проходят 4 раза в неделю с 17 до 20 часов". Здесь преподают основы живописи, художественной лепки, музыки. Около 70 учеников, проживающих в районе Арбат, с удовольствием приходят на занятия в дом, где когда-то творили художники Павел Корин, Николай Терпсихоров, скульптор Сергей Коненков. Правда, сейчас руководитель изостудии Валерий Александрович Кореневич не набирает новые группы. Он не уверен в том, что студия просуществует еще какое-то время. Причина банальна - "Мир глазами детей" фактически не имеет жилплощади.
Вообще изостудии уж не в первый раз приходится отстаивать помещение в здании по адресу: Старый Арбат, 23, на которое она не имеет юридических прав. Все началось еще в 1968 году: здание, в котором Валерий Александрович 5 лет прозанимался с детьми, решили снести. Тогда Кореневичу пришлось подыскивать новое место для изостудии. Совершенно случайно он наткнулся на эти комнаты в переулке Старого Арбата. По словам жильцов дома, здесь долгие годы располагался заброшенный склад детского сада, заведующая которого давно отчаялась привести помещение в порядок. Валерий Александрович отремонтировал комнату, и теперь оставалась самая малость - получить в исполкоме разрешение на организацию детской изостудии. Рассмотрение заявки затянулось, но изостудии разрешили проводить "неофициально" занятия. 15 лет изостудия находилась между небом и землей, но в конце концов Кореневичу позволили оформить аренду на занятое помещение до начала реконструкции дома.
К тому времени "Мир глазами детей" окончило не одно поколение учеников, которые приводили к Кореневичу своих детей и даже внуков. Иными словами, у изостудии сложилась хорошая репутация и появилась своя история - история нескольких поколений детей, которых научили ценить и понимать искусство, и история бескорыстных энтузиастов, без которых искусство вообще невозможно. В 1994 году изостудия оказалась замурованной в прямом смысле этого слова: соседка, которая занимала смежную с изостудией комнату, заложила кирпичом вход в помещение. В управе Кореневичу объяснили ситуацию очень просто - здание должно реконструироваться, и никаких студий здесь не нужно. Два месяца Кореневич и его ученики не могла попасть в студию. Потом сумели открыть окно, приладили деревянную лестницу, и вот оно, "окно в мир прекрасного". В 1995 году наконец-то решили "помочь" студии сделать ремонт помещения. "Приехала милиция, прессовая машина... Положение было совсем безвыходное, документов-то у нас не было никаких, - вспоминает Валерий Александрович. - Тогда я перегородил дверной проем и сказал, что позволю разрушить студию только через мой труп". Это остановило рабочих. Со временем в приложение к инвестиционному проекту внесли поправку - речь теперь шла только о комплексной реставрации. Однако строка об отселении всех жильцов и изостудии осталась.
В 2003 году на помещение, где располагалась изостудия, объявили конкурс. Кореневич об этом узнал случайно, сосед принес журнал почитать. В конкурсе могут принимать участие любые досуговые учреждения, помещение получит "лучший из лучших". В.Кореневич смотрит на ситуацию в полном соответствии с правами и обычаями последних лет - то есть без надежды на успех, поскольку никакими средствами студия не располагает. "Мы с детьми занимаемся совершенно бесплатно, - говорит В.Кореневич, - сами пенсионеры. Правда, с большим художественным опытом. Но вот вместо того, чтобы делиться этим опытом с подрастающим поколением, нам приходится возиться с документами, писать письма и бегать за подписями".
Но даже в том случае, если изостудия выиграет конкурс на помещение, ничего хорошего ее не ждет. Согласно документам, Кореневич будет обязан предоставить второй комплект ключей управе для того, чтобы во время отсутствия учителей и учеников в помещении проходили другие мероприятия. "Нас уже несколько раз обворовывали, вынесли ценное оборудование. У нас в студии - сорокалетний архив работ, библиотека".
Нынешний глава управы района Арбат Борис Соколов считает, что "Мир глазами детей" нарушает правила, которые предписаны всем досуговым учреждениям, - так, преподаватель, по желанию родителей, отказался предоставить управе телефонные номера учеников, а только лишь их точные адреса. К тому же изостудия не принимала участия в первоапрельском празднике района Арбат, когда должна была вынести все свои работы на улицу. "Дело в том, что тогда шел сильный дождь и выносить в такую погоду картины просто нельзя. Все могло погибнуть, - говорит Валерий Александрович. - Но разве этими словами кого-нибудь убедишь?"
Теперь Валерий Александрович мечтает только об одном: чтобы две комнаты, в которых он вот уже 35 лет учит детей видеть в мире прекрасное, передали в безвозмездное пользование под изостудию. Кореневич уже обращался за помощью и к депутатам Думы, и к Юрию Лужкову, но все безрезультатно. Пока что на свои письма он получил только один ответ: "К сожалению, ваша ситуация не решаема".
P.S. Ситуация действительно печальная: 35 лет художник учит детей живописи, но, судя по последним событиям, город считает, что ничего ему и его воспитанникам не должен. Думается, 35 лет - срок более чем достаточный для того, чтобы убедиться в нужности дела Кореневича. И город, который на каждом углу кричит о своей безмерной заботе о талантливых детях, вполне мог бы помочь одной конкретной художественной школе.
Публикации:
22.08.1995 Московский комсомолец10.10.1995 Московский комсомолец
17.10.1995 Московская правда
17.10.1995 Московский комсомолец
08.10.1996 Московская правда
04.12.2002 Московский комсомолец
27.08.2003 Культура
29.02.2004 Местное самоуправление
апрель 2007 За Арбат
27.02.08 Московский корреспондент
10.03.08 Московский корреспондент
12.12.2008 Известия