Газета "Московская правда". 8.10.1996

Окно в прекрасное

ВАДИМ АПЕНИН

Его нельзя не заметить. Дом N 23 по старому Арбату построен в 1903 году по проекту архитектора Лазарева в стиле модерн. Доходный четырехэтажный дом сохранил художественно оформленный фасад и интерьеры, витражные окна второго этажа, балконные решетки. Нарядная парадная лестница с мраморными ступенями освещается люстрой из шести фонарей. Стены подъезда украшены лепными орнаментами. Двери в квартиры - дубовые, с витражными стеклами и бронзовыми ручками. Внутреннее и внешнее оформление дома ставит его в один ряд с лучшими зданиями старого Арбата. Но главное то, что этот дом - ценный памятник истории. В его мансарде имел квартиру известный скульптор и художник С.Коненков. С 1914 года до 1960-го здесь жил художник Н.Терпсихоров. В этом доме квартировал и художник П.Корин.

Интересная история дома продолжается и в наши дни. Первый этаж со стороны двора уже в течение четверти века занимает детская студия "Мир глазами детей". Казалось бы, это самое правильное, традиционное использование здания. Что может быть лучше для памятника истории? Издавна на Арбате в подвалах размещались поэтические кафе, студии, клубы поэтов... Но не хотят местные власти поддерживать художественные традиции знаменитой улицы.

О том, что приходится терпеть детской студии, борясь за свое выживание., газета уже писала год назад. Ситуация до предела ясна. Территориальное управление "Арбат" старается любыми способами выкурить детскую студию из занимаемого помещения. Причем действует оно в альянсе с некоей гражданкой Земсковой, приспособленную для жилья комнату, соседнюю со студией. В течение двенадцати лет Земсковой не мешал общий тамбур, где расположен вход в студию, но с некоторых пор вдруг стал мешать. В отсутствие руководителя студии за одну ночь дверной проем был заложен кирпичной кладкой. Сделано это было для того, чтобы попытаться улучшить свои квартирные условия за счет студии и облегчить освобождение помещения, которое территориальное управление "Арбат" могло бы использовать с определенной выгодой. Оно и понятно, кусок лакомый, "доллароемкий". В результате всех этих противоправных действий в студию можно попасть с улицы только через окно по приставной лестнице.

Что только не предпринимала упрямая соседка! Она сумела-таки согласовать закладку дверного проема дома-памятника с Управлением, государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры (УКГ ОИП). Правда, сейчас это уже не поможет, так как согласование действительно только в течение одного года. Срок прошел. Земскова предложила соорудить вход в студию, переделав оконный проем в дверной, для чего даже металлическую лестницу с крыльцом смонтировали силами территориального управления "Арбат". Но портить памятник истории, сделав дверь вместо окна, - ей все-таки не разрешили. Сейчас детям по-прежнему приходится попадать в студию по приставной лестнице через окно.

Изменить такое положение дел прямая задача УГК ОИП. Но с необходимыми решениями Управление не торопится.

Незаконно заложенный вход в студию до сих пор не разобран. Земскову поддерживает начальник территориального управления "Арбат" В.Голованов. Вопрос упирается в предоставление Земсковой другой жилой площади, но, пользуясь сложившейся ситуацией, она не соглашается на предлагаемые ей варианты.

Тем не менее мы надеемся, что вопрос этот будет решен, поскольку у студии теперь, появились весьма уважаемые заступники. Учредитель - благотворительный фонд "Фарватер", поддерживающий артистов цирка, эстрады, театра и кино. Руководит фондом народный артист Российской Федерации В.Золотухин. Подключился к решению вопроса о детской студии и спонсор, АО "Купина", главная цель которого - изучение, возрождение и пропаганда нашего культурного насле дия. "Купина" берется за финансирование и проведение реставрационных работ по дому N 23, думает о правильном использовании памятника. Уже идет ремонт до сих пор пустовавшего подвала. Проведена большая работа по его расчистке, раскрыты заложенные окна, изготовляются столярка и кованые решетки. Помещение будет использоваться под выставку-продажу отреставрированной старинной мебели.

Если к использованию помещений арбатских домов все подходили бы так, как детская студия "Мир глазами детей" и АО "Купина", то Арбат сохранил бы свое традиционное лицо, и мы не были бы свидетелями его постепенного превращения в заурядный торговый центр.

ФОТО ВЛАДИМИРА ЛОБОВА

Рейтинг@Mail.ru