Культурно-воспитательный центр «Мир глазами детей»
Справка о Центре «Мир глазами детей»
Культурно-воспитательный центр «Мир глазами детей» (прежнее название - Детская изостудия «Мир глазами детей») - старейшее детское воспитательное и образовательное учреждение г. Москвы. Основана в 1962 г. как изостудия на общественных началах при ДЭЗ №13 Киевского района г. Москвы по эстетическому воспитанию детей по направлениям: архитектура, дизайн, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Основатели студии - Кореневич Валерий Александрович и Кореневич Елена Ивановна
Приняв методические фонды ранее существовавших на Арбате детских студий с детскими работами, начиная с 20-х годов, изостудия приобрела статус уникального методического музея, вобравшего вековой отечественный опыт преподавания изобразительного искусства с начала 20 века.
В 90-х годах прошлого века Изостудия расширила свою деятельность на базе наработанных десятилетиями социальных, культурных, образовательных и воспитательных традиций. В деятельность Изостудии были привлечены педагоги-новаторы по музыкальному воспитанию подрастающего поколения, по современным технологиям преподавания изобразительного искусства, дизайна и архитектуры, информационным технологиям, социокультурным технологиям работы с семьями по развитию ребенка с первых лет его жизни, с подростками.
Изостудия, став Культурно-образовательным центром, является в настоящее время крупным территориальным культурно-воспитательным и досуговым центром работы с населением на территории Арбат, лабораторией по внедрению современных социальных, культурных, образовательных и воспитательных технологий и инновационных методик, музеем отечественного опыта преподавания различных видов искусства.
Центр «Мир глазами детей» является современным дополнительным образовательным и воспитательным учреждением для семей по месту жительства, стремящихся получить глубокое и универсальное образование, построенное на инновационных и перспективных социокультурных и образовательных технологиях. В Центре внедряются новейшие достижения науки, культуры, образования, психологии, самые лучшие методики и ценности, используемые во всем мире и адаптированные к нашей действительности.
На протяжении полувека отобрано самое лучшее в областях культуры и образования. Это выверенное гармоничное сочетание традиционных образовательных методик и современных социокультурных и образовательных технологий. Педагогические и социокультурные семинары и методики Центра получили широкую известность и востребованы в России и за рубежом.
Принципы, лежащие в основе деятельности Центра:
Высокий профессионализм
Полвека назад в Советском Союзе была создана разветвленная система дополнительного образования по месту жительства, которая после перестройки практически уничтожена коммерцией и коррумпированной властью. Система дополнительного образования была построена на основе привлечения профессионалов путем предоставления им помещений, в которых сочеталась профессиональная работа и преподавание детям. Ремеслу профессионалов не обучают, а бережно и тщательно передают из рук в руки. Беда образования и воспитания в тотальном отсутствии в нем высококлассных творческих профессионалов. Движение профессионалов искусства в детскую среду было одной из форм существования Московского Андеграунда 70-х гг. Наличие в ЖЭКах детских кружков по месту жительства предписывалось сверху. Для такой работы предоставлялись помещения. Именно помещения, которые можно было параллельно использовать как творческие мастерские, вовлекали художников, поэтов, музыкантов, журналистов и др. в детскую работу. Однако для работы с детьми нужен был определенный склад характера. Таким образом, в России возникла новая культура педагогически ориентированных творцов.
Уникальность методик.
Методики, разрабатываемые и внедряемые в Центре, не имеют аналогов в мире. Многие из них имеют патенты и защиту авторских прав. Это величайшие ценности государственного масштаба и должны находиться под защитой государства. Почти все девяностые годы в Центре работал величайший музыкальный методолог В.Кирюшин. Его жизнь трагически прервалась, а технология обучения музыки детям, которую он развивал на базе Центра, продолжает жить в нашей стране и за рубежом. Идея синтеза искусств, которую в 80-е годы развивал создатель Центра В.Кореневич, привлекла в Центр специалистов всех видов искусств. В те же годы В. Кирюшин и М. Какушкин начали разработку синтеза искусств и наук. В Центре создан методический музей, где хранятся и изучаются работы детей, начиная с 20-х годов. Исторический фонд детских работ был создан на основе работавших на территории района Арбат детских студий довоенного времени.
Высокие технологии.
Социальная и культурная деятельность Центра работает на опережение. Динамика развития человеческой цивилизации не прощает застоя. Россия итак значительно пострадала в советское время от запрета развития современных направлений науки и искусства (например: генетики, кибернетики, дизайна). Методики Центра высокотехнологичны. Это относится не только к образовательным технологиям, но и к социальным технологиям работы с различными слоями населения. Это, к примеру, укрепление внутрисемейных отношений, работа с подростками, ветеранами и пенсионерами. Методики Центра компьютеризируются. Разрабатывается дистанционное образование и внедрение в социальные сети Интернета.
Статус ребенка.
Ребенок в Центре рассматривается с точки зрения глубокого понимания человеческой природы, чей дух лучится и радуется на празднике Детства. В свои совсем маленькие годы ребенок, тем не менее, является полномочным представителем рода человеческого, обладающим особыми преимуществами, которые общество должным образом ещё не оценило и не обратило себе во благо. Эти преимущества относятся к области детской культуры. Снятие противоречия между абсолютностью ребёнка и универсальностью системы в Центре осуществляется особым индивидуальным подходом к развитию ребёнка. Индивидуальный подход означает не работу с каждым учащимся индивидуально, а раскрытие индивидуальности в свободной самореализации духовного мира ребёнка. Здесь лежат истоки толерантности. В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Начало формирования всего этого – в семье. Вот почему Центр придает большое значение работе семейных клубов.
Социокультурная интеграция.
Центр уделяет огромное значение социокультурным проектам и программам. Педагоги Центра имеют большой опыт тесного взаимодействия с местными органами власти, участвуют в программах соцпартнерства. При одном обязательном условии – если местная власть идет навстречу и работает на созидание, а не на разрушение. По инициативе педагогов Центра были реализованы значимые проекты московского и всероссийского масштабов. Например, в структуре Экспоцентра в 1992 году была создана ежегодная выставка «Мир детства», где были проведены форумы местных властей по темам материальной среды детства. Или, например, создание Национального Дельфийского Совета России. Педагоги Центра тесно работают с регионами России и ближним зарубежьем, сотрудничают со многими российскими и зарубежными организациями. См. Приложения.
Созидательная активность молодежи
Задачи, стоящие перед Центром в области разработки технологий развития человека, предполагают вовлечение молодежи в созидательную деятельность. Педагогические и образовательные семинары и социокультурные акции Центра помогают молодым людям интегрироваться в жизнь общества и обеспечивают создание условий для успешной социализации, профориентации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Особое внимание Центра направлено на укрепление молодых семей, помощь в воспитании и образовании первенца, предоставление молодым семьям методической и дидактической базы для воспитания младенца в среде ответственного родительства. Проекты, реализуемые в Центре расширили сферу взаимодействия Центра с молодежными организациями в Москве и регионах России.
Творчество и игра.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство — человек, а еще точнее — творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соот-ветствующей политики, направленной на эту культурную цель. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через под-ражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Подростковый клуб игры Центра одной из своих задач ставит создание игровой среды для малышей.
Сохранение традиций.
Россия богата традициями, самобытной культурой, уходящей вглубь веков, Аутентичные российские традиции в современном мире недостаточно возрождены. В различных студиях и лабораториях Центра возрождению традиций придается особое место. Это и народно-прикладное творчество, народные промыслы всех регионов России, фольклорные музыка и танцы, народные праздники и обычаи, народные игры, этнографические экспедиции. В Центре хранятся художественные работы детей, начиная с 20-х годов прошлого столетия. Это работы арбатских мальчишек и девчонок послереволюционного, довоенного, военного и других периодов развития нашей страны. Традиции воспитывают у подрастающего поколения любовь к Родине, патриотизм, духовную крепость от глубоких культурных корней, самосознание полноценной и высокообразованной личности. Традиции – это то, что делает Россию Россией.
Ближайшие планы Центра:
- Предоставление населению по месту жительства широкого спектра услуг в духовной сфере жизни и деятельности. Уделить особое внимание задачам укрепления семьи, работе с ветеранами, профориентации и самоопределению подростков и молодежи (социальная работа, педагогическая деятельность).
- Создание многофункциональной среды в форме клубной деятельности на основе взаимных интересов подростков и развития взаимопонимания между ними, привлечение квалифицированных специалистов для работы с подростками, вовлечение подростков в здоровую социальную среду через личностнозначимую деятельность.
- Развитие социального партнерства.
- Дальнейшее развитие и укрепление полувековых традиций старейшего детского учреждения г. Москвы «Мир глазами детей», в которой накоплен уникальный опыт лучших отечественных художественных и социокультурных методик работы с детьми и семьями по месту жительства. Научно-методическое развитие наследия отечественного преподавания изобразительного искусства.
- Разработка и внедрение современных социокультурных ценностей, инновационных средств и высоких технологий воспитания детей и подростков;
- Участие в крупнейших международных и отечественных мероприятиях, расширение сотрудничества с международными и российскими детскими организациями.
- Укрепление базы для дальнейшего развития уникальных авторских методик, инновационных педагогических и образовательных технологий.
- Развитие лаборатории академического рисунка и визуального мышления;
- Создание и внедрение инновационных методик преподавания детям и подросткам современного информационного мышления.
- Создание Интернет-портала по развитию Интернет-сообщества семей и семейному дистанционному образованию и воспитанию, активное внедрение информационных технологий в социальной, культурной и образовательной деятельности.